Метро, которое мы потеряли

МЕТРО-2

В ежегодном издании Министерства Обороны США "Советские Вооруженные Силы" за 1991 год опубликована упрощенная карта Метро-2 по состоянию на 1991 год. Кстати, схема Метро-2, которая в Интернете выставлена, составлена мной в 1995 на основе этой карты и других данных. К сожалению, на тот момент у меня было мало данных, в схему закралось много ошибок. Юрий Зайцев. Итак Метро-2 в 1991: Линия 1 (партийно-правительственно-научно-эвакуационная). Сдана полностью в эксплуатацию в 1967 году (какая-то часть была пущена раньше). Длина около 27 км. Начинается от общественной приемной Минобороны на Мясницкой 37. Потом бункеров под Старой Площадью (Китай-Город), Кремль, Библиотека им.Ленина (для эвакуации читателей), желтый дом с башенкой на Смоленской площади проекта академика Жолтовского (это особенный дом - в нем входы в 2 системы метро обычную и Метро-2, из-за лифтов на станцию Метро-2 в этом доме пошли легенды о таких станциях чуть ли не под каждым номенклатурным домом в Москве), особняки на Косыгина (личное метро к дому...), МГУ, подземный город под Раменками (макс.вместимость около 20000 жителей), Академия Генштаба, запасной выход где-то в Солнцево, Внуково-2. К молодежному фестивалю 1957 г. сооружали ветку от "Парка культуры" до "Университета". Проектировщики решили проложить часть пассажирской трассы по уже построенным тоннелям Метро-2 первой линии (ее очень долго строили) Линия "спецподземки" вела из центра к глубочайшим подвалам-бункерам под МГУ. Казалось бы: есть готовые тоннели, прорытые под Москвой-рекой, значит, не понадобится тратить время и деньги на постройку нового перехода через эту водную преграду. Но в самый последний момент "компетентные органы" сказали решительно: нет! И пришлось пороть горячку, меняя проект, уводя новую трассу метро в сторону и сооружая метромост со станцией "Ленинские горы". Памятью о той давней "неувязочке" остался характерный изгиб этой линии метро в районе станции "Спортивная" и погибающий ныне чудо-мост, который возвели второпях с нарушениями строительной технологии. Если ехать от Спортивной к Университету, то слева по курсу после Спортивной вначале видно перегон, соединяющийся с путем, по которому вы едете (он идет от противоположного пути). Затем вы видите ответвление влево по ходу поезда. Официально это тупик для разворота, но он продолжается дальше, спускается между основными тоннелями под реку и по дуге круто уходит в сторону. Контактный рельс в этом тоннеле обрывается. Сам тоннель в итоге упирается в стальные ворота. Это _единственный_ гейт с Метро-2 в Москве. Линия 2 (правительственно-военно-ГО). Сдана где-то в середине 80-х. Длина около 60 км (нехило). Начинается предположительно от ГО бункера под Советской пл., Большой Театр (из фонтана на пл.Театральной можно было залесть в этот тоннель), Кремль, затем на юг параллельно Варшавскому шоссе через Видное, Домодедово в аэропорт Домодедово, а потом поворот в пансионат Бор (там бункера для руководства страны и Генштаба). Эту линию должны продлить или уже продлили в новый бункер Вороново (74 км к югу от Кремля). Линия 3 Сдана тоже в середине 80-х. Длина 25 км. Соединяет здание штаба ПВО Московского военного округа на Мясницкой 33 (находится по соседству с общественной приемной Минобороны на Мясницкой 37, которая в свою очередь имеет свою станцию Метро-2 и автомобильный туннель к даче Сталина в Кунцеве) и ЦКП ПВО (и там же Главный Штаб ВВС и ПВО) в поселке Заря Балашихинского района, где находится военный городок с 20000 жителей. Проходит параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк. Скорее всего имеет станцию рядом с "Красными воротами" (эта под вопросом, но огромный сталинский бункер там точно есть с лючным выходом на платформу "Красных ворот"). Людей, работающих в бункере п.Заря, называют "кротами". А еще - "шахтерами". Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный домишко и на скоростных лифтах спускаются на глубину 122 метра. Последняя проверка документов, автоматчик рядом с небольшим пограничным столбиком, массивные железные двери, захлопывающиеся автоматически при первой же опасности, - и наши герои оказываются на одном из самых секретных военных объектов России. Этот подземный город - Центральный командный пункт (ЦКП) войск ПВО, святая святых нашей оборонной мощи. Попасть сюда не могут даже первые госчиновники и важные зарубежные гости. Для любой экскурсии необходимо личное разрешение министра обороны. Зарываться в землю нашим военным партия приказала еще в 1958 году. Все Главные штабы и ЦКП в срочном порядке стали переносить в ближайшее Подмосковье. "Холодная" война в любую минуту могла превратиться в ядерную, и первые же бомбардировки столицы могли оставить армию без "глаз", "ушей" и "языка". Чтобы этого не допустить, решили срочно закопать в землю все самое ценное и уже из мощных бункеров руководить войсками. Подземный город строили по-стахановски: уже в 61-м году первые "кроты" справили новоселье. За это спасибо маршалу Советского Союза Павлу Батицкому и метростроевцам - именно их пригласили для выполнения важного задания Родины. В городе-бункере предусмотрено все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы продовольствия. Говорят, есть даже места, где можно с комфортом и на белом белье выспаться. Даже женщины, которые тут работают, на условия особо не жалуются. Транспортная проблема в "городе", построенном на 1100 человек, тоже решена. К услугам персонала четыре лифта - два пассажирских и два грузовых. Линия 4 (Ельцинская). В бюджет России 1996 года была заложена сумма на ее строительство. Будет начинаться в районе "Смоленской" или Косыгина, как ответвление от первой линии, затем под Парком Победы (где будет использовать инфраструктуру совместно с Митинским экспрессом) в новый бункер ГО A-50 на Рублевском шоссе, 48 рядом с домом Ельцина на Осеннем бульваре. Потом санаторный/бункерный комплекс в Барвихе и терминал в военном городке Власиха (он же Голицино-10). Там расположен штаб ракетных войск и резиденция их командующего. Он находится в 6 км от Барвихи. Скорее всего вся система Метро-2 на текущий момент находится в ведомстве Управления Делами Президента. Это объясняет излишне безумную степень секретности. С точки зрения техники я думаю, что вся система однопутна (глупо строить 2 пути, т.к. даже в случае "часа пик" - эвакуации на случай чего-то страшного, весь траффик в одну сторону). Контактный рельс на дальних перегонах вряд ли используется, скорее всего только на центральных перегонах.. Вагоны на неэлектрифицированных перегонах тягает что-то вроде контактно-аккумуляторного электровоза ВЭКА или 81-580. Составы обычно 3 вагона (минимальная длина для безопасной эксплуатации в московском метро), эвакуационные должны быть длиннее. Диаметр тоннеля скорее всего стандартный - становится возможным эксплуатировать (и соответственно упрощается ремонт) составы обычных метрогабаритов. Во время войны на Кировской находились отделы Генерального Штаба и ПВО'шники. Поезда там не останавливались, перрон отгородили от путей высокой фанерной стеной. После войны еще долго уничтожали следы этой деятельности. Под станцией и зданием на Мясницкой 33 был построен новый бункер для штаба ПВО, который позже соединили веткой со станцией Метро-2 под Лубянкой и далее к Кремлю. Во 2 половине 80-х построили третью линию Метро-2 от этого бункера до п.Заря под Москвой. С точки зрения здравого смысла к подходу к безопастности страны (особенно в те времена), я думаю, что на этих двух линиях были построены две станции, т.к. не всю ту толпу, что каталась по ПВО'шной ветке, следовало информировать о прямом пути в святая святых (Кремль/Лубянка/Старая пл). (Юрий Зайцев ©)


Оставить запись в книге
Посмотреть на книгу гостей

Вернуться в FAQ

yustas@cityline.ru

Copyright Yustas ©, 1998-99.

интересное:

Fatal error: Uncaught Error: Call to undefined function set_magic_quotes_runtime() in /home/yustasru/metro.msk.ru/docs/bedab8d44823d8433a5b61db6c4e452d/sape.php:221 Stack trace: #0 /home/yustasru/metro.msk.ru/docs/bedab8d44823d8433a5b61db6c4e452d/sape.php(323): SAPE_base->_read('/home/yustasru/...') #1 /home/yustasru/metro.msk.ru/docs/bedab8d44823d8433a5b61db6c4e452d/sape.php(338): SAPE_base->load_data() #2 /home/yustasru/metro.msk.ru/docs/sl.php(6): SAPE_client->SAPE_client() #3 {main} thrown in /home/yustasru/metro.msk.ru/docs/bedab8d44823d8433a5b61db6c4e452d/sape.php on line 221